Особенности запорной арматуры из нержавеющей стали
Нержавеющая запорная арматура – неординарное изделие, которое стойко переносит химическое воздействие и физические нагрузки. Поэтому монтаж подобных устройств встречается на самых сложных участках – промышленные трубопроводы, вводы на жилые дома, газопроводы.
Содержание статьи
Разновидности нержавеющей запорной арматуры
Стандартные запорные устройства:
- Вентиль (клапан) – запорный узел регулирующего типа. Он перекрывает течение потока параллельно его движению. Запорный элемент, золотник, пропускает рабочую среду только в одну сторону, регулируя подачу жидкости или газа.
- Кран – регулирующий узел для обеспечения прямого и реверсного течения потока в трубе. Перекрытие осуществляется перпендикулярно движению транспортируемой среды.
- Задвижка (заслонка) – запорный узел, который отсекает течение потока в трубопроводе. Он не выполняет функцией регулирования. Перекрытие потока происходит в перпендикулярном направлении за счет элементе, по форме напоминающего щит или диск.
Важно!!! Нержавеющая сталь стойко переносит сильные гидравлические удары, который нередко случаются при эксплуатации трубопроводов. Поэтому устройства монтируются не только в быту, их можно встретить на предприятиях химической и фармацевтической промышленности.
Особенности конструкции вентиля
Стандартный вентиль состоит из следующих элементов:
- Корпус, имеющий 2 магистральных входа/выхода.
- Патрубок для размещения запорного узла (золотник).
- Шток или шпиндель для управления положения золотника.
Входы под магистраль имеют фланцевое соединение или резьбу для удобства монтажа.
Плюсы и минусы вентилей
Подобные устройства из нержавейки имеют следующие достоинства:
- Возможность работы под давлением до 250 МПа.
- Обслуживание потоков с температурой до 600 0С.
- Использование для регуляции потоков разной плотности и состава (вода, вязкая нефть, разряженный газ).
- Хорошая ремонтопригодность – восстановление работоспособности узла обычно решается сменой прокладок на золотнике.
Недостатки вентилей:
- Пропуск потока лишь в одну сторону из-за высокого гидравлического сопротивления устройства.
- Наличие застойных зон, где откладываются нежелательные остатки рабочей среды.
- Ограниченный пропускной размер – внутренний диаметр магистральных торцов не превышает 300 мм.
Особенности конструкции крана
Составные элементы устройства:
- корпус;
- запорный цилиндр (сфера, конус);
- рукоять управления.
Шток управления соединен с поворотной рукояткой и вмонтирован непосредственно в корпус. Чтобы открыть или закрыть кран, нужно лишь повернуть барашек или ручку в нужную сторону.
Преимущества таких изделий:
- Минимальное сопротивление транспортируемому потоку жидкости или газа.
- Небольшие габариты корпуса – кран незначительно выступает за пределы трубы.
- Возможность эксплуатации в потоках, где есть высокая степень загрязнения.
Из минусов можно выделить только небольшой диаметр магистральных патрубков. Поэтому краны монтируют только на трубопроводах с низким давлением до 1,6 МПа.
Особенности конструкции задвижки (заслонки)
Задвижка или заслонка – стандартная рамка или короткий патрубок. Монтаж запорного элемента осуществляется на вертикальную ось или щитовой затвор. Диск и корпус выполнены из нержавеющей стали полностью, что обеспечивает долговечность конструкции.
Чтобы перекрыть канал в корпусе, остаточно повернуть диск вокруг оси или опустить заслонку вниз. Если рабочая среда в трубе очень плотная, то оператору придется приложить некоторые физические усилия. Достаточно простая конструкция, которая часто встречается в жилых домах, на предприятиях. Единственным недостатком является чувствительность к загрязнениям в потоке, чтобы делает обслуживание таких узлов дорогим и сложным.